Одним из наиболее сложных предметов в школе является математика.
Как показали психолого-педагогические исследования, дети 6-7 лет далеко не всегда готовы к усвоению курса математики в соответствии с программой общеобразовательной школы. В связи с этим одна из задач и родителей, и педагогов — выявить имеющиеся у ребенка элементарные математические знания и подготовить его к изучению курса математики в школе,
К началу школьного обучения дети в играх, в повседневных жизненных ситуациях усваивают элементарные математические знания. Многие из них какое-то время посещали дошкольное учреждение. Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие элементарных математических представлений. В соответствии с этой программой дети должны знать и уметь:
Знать
Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого десятка из двух меньших.
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Цифры от 0 до 10; знаки +, -, =; Монеты достоинством 1, 5, 10 коп.
Название текущего месяца, а также последовательность дней недели.
Уметь
Называть числа в прямом и обратном порядке.
Соотносить цифру и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться арифметическими знаками действий.
Измерять длину предметов с помощью условной меры.
Составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера.
Делить круг, квадрат на две и четыре равные части.
Ориентироваться на листе бумаги.
Считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20.
Пользоваться порядковыми числительными для определения общего количества предметов и места определенного предмета в ряду.
Составлять число из единиц (в пределах 10)
Составлять из двух меньших и раскладывать на два меньших числа (в пределах 10).
Называть текущий месяц, последовательность дней недели
Поступая в школу, ребенок должен уметь решать арифметические задачи. Задачи в курсе математики начальной школы занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач.
Арифметические задачи помогают раскрыть основной смысл арифметических действий, связать их с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. Как правило, каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию. Так, в начальной школе много арифметических задач, в содержании которых упоминаются различные профессии. Например: "Плотник изготовил.., садовник вырастил или обработал..." Важно, чтобы дети имели достаточно полное представление о профессиях.
Большую роль при подготовке ребенка к школе играет формирование пространственных и количественных представлений (больше — меньше, много — мало и т.д.). Трудности в решении задач могут быть связаны с недостаточным пониманием ситуации, отраженной в задаче, со сложностью выделения главной мысли, вопроса, математических связей и отношений между числовыми данными. И, конечно, решение задач невозможно без знания состава числа.
Наша задача и задача родителей — помочь ребенку еще до школы научиться ориентироваться в названных выше вопросах, подготовить его к восприятию школьной программы. Чтобы ребенок избежал трудностей, связанных с изучением математики, решением арифметических задач, необходимо позаботиться о расширении его общего кругозора.
Одним из ведущих принципов современного дошкольного образования является принцип развивающего обучения. Развивать математические навыки у ребенка необходимо с раннего возраста. Для подготовительной группы в этом поможет решение задач по математике.
Основная цель решения заданий по математике — формирование положительного отношения к школе, а также стремление к выполнению определенных задач.
Главное, чтобы содержание задачи соответствовало реальной жизни. Это способствует воспитанию вдумчивого отношения к фактам, учит их анализировать и помогает усваивать логические связи. Когда дети работают над решением, у них формируется дисциплинированное поведение.
Задачи, которые используются в работе с дошкольниками, можно разделить на несколько групп:
· простые, при решении которых усваивается основой смысл арифметического действия. В них нужно найти сумму двух чисел или остаток.
· при решении которых необходимо понять связь между компонентами и результатами. Они требуют найти неизвестный компонент;
· связанные с понятием разностных отношений: увеличить число на несколько единиц; уменьшить число на несколько единиц.
В зависимости от применения наглядного материала задачи подразделяются на:
· задачи-драматизации. Они отражают жизнь детей, то есть то, что они обычно делают. Особой ценностью обладают данный вид на начальных этапах. У детей формируются навыки составления задач про самих себя, умение рассказывать о действиях друг друга;
· задачи-иллюстрации с картинками и игрушками. Они развивают воображение, стимулируют умения самостоятельного составления задач.
Карандаш один у Маши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей?
***
Гуляет в джунглях старый слон,
И одинок, и грустен он.
Но подошел к нему сынок,
И больше слон не одинок.
(Сколько слонов теперь, ребята?)
***
Испугались медвежонка
Еж с ежихой и ежонком.
Сколько было всех ежей?
Посчитай-ка поскорей!
***
На полянке у дубка
Крот увидел два грибка.
А подальше, у осин,
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибков?
***
На большом диване в ряд
Куклы Танины сидят:
2 матрешки, Буратино
И веселый Чипполино.
Помогите Танюшке
Сосчитать игрушки.
***
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок сосед.
На пенек зайчата сели
И по две морковки съели.
Только я в кусты зашла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зеленый маховик.
Сколько я грибов нашла?
***
Три цыпленка стоят,
На скорлупки глядят,
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?
Комментариев нет:
Отправить комментарий